Уважаемые междуреченцы

Ежедневно каждый из нас в качестве потребителя вступает в различные правовые отношения: покупая товары, мы, заключаем договор купли-продажи; открывая кран с водой - пользуемся коммунальными услугами; приобретая билет в общественном транспорте - заключаем договор перевозки...

Такого рода отношения регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Преамбула Закона РФ
«О защите прав потребителей»

Впервые Декларация об основных правах потребителей была подписана 15 марта 1962 года президентом США Джоном Кеннеди, именно поэтому Всемирный день защиты прав потребителей отмечается в этот день. Затем 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей». Тогда к основным правам потребителей были отнесены: право на безопасность товаров, право на информацию, право на выбор товаров, право на выражение своих интересов и удовлетворение основных потребностей, право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на здоровую окружающую среду и экологическую безопасность.

У нас Закон «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 года, а затем 09.01.1996; 17.12.1999; 30.12.2001; 22.08.2004 и 21.12.2004 года были внесены изменения и дополнения. В соответствии с этим Законом создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей, а также в сфере безопасности товаров, работ, услуг; органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей. Эти структуры осуществляют весь комплекс работ в сфере защиты прав потребителей:
рассматривают заявления и обращения потребителей и консультируют их по вопросам потребительского законодательства;
проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства;
осуществляют судебную защиту прав потребителей;
информируют и обучают население;
вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.

Стратегической целью намеченной Правительством Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных прав и интересов на всей территории России.

В рыночных условиях, именно потребителю отводится первая роль и определяющее влияние, но рынок как таковой не может обеспечить потребителям равных возможностей с другими контрагентами. Поэтому активное вмешательство государства в формирование и реализацию потребительской политики не только оправдано, но и просто необходимо.

Роль органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей имеет ключевое значение. Поскольку именно органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, решая вопросы местного значения, могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по их месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода каждому обратившемуся.